Формальные условия признания банкротства
Согласно законодательству РФ (глава Х №127-ФЗ), с 1 октября 2015 года гражданам разрешено осуществлять процедуру банкротства физ лиц. Она может быть добровольной, обязательной и принудительной. Формальные условия по каждому типу следующие:
-
Добровольное – осуществляется по желанию должника с суммой кредита от 50 до 500 тысяч рублей при условии, что у него нет имущества для взыскания. Происходит во внесудебном порядке через МФЦ (параграф 5 №127-ФЗ от 01.09.2020 г).
-
Обязательное – возникает при сумме долга от 500 тыс. рублей и трехмесячной просрочке по платежам. Предусматривает процесс в арбитражном суде. Обратиться в инстанцию с заявлением неплательщик обязан не позднее, чем через 30 дней после наступления ситуации, удовлетворяющей условиям несостоятельности.
-
Принудительное – вводится по требованиям одного или нескольких кредиторов, если просрочка по платежам подтверждена судебным актом (в некоторых случаях можно обойтись без него). Сумма задолженности при этом должна быть не ниже 500 тыс. рублей при 3-х месячной просрочке.
Оформить банкротство физических лиц в 2022 году могут те граждане, у кого:
-
нет собственной недвижимости;
-
утеряны права на имущество по независящим от лица обстоятельствам;
-
есть веские причины, препятствующие выплате обязательств (увольнение, тяжелая болезнь, порча собственности).
По закону, под средства для погашения задолженности не попадает только единственное жилье и имущество, необходимое для бытовых нужд. При совместно нажитой собственности инициируется выдел долей.
Плюсы банкротства физлиц
Признание финансового дефолта – легальный способ решить проблемы неплатежеспособности с учетом интересов кредитных организаций. Процедура дает возможность дебитору урегулировать все вопросы с кредиторами и освободиться от непосильных выплат, которые иногда невозможно закрыть даже при распродаже всего имущества.
Вне зависимости от того, сколько длится банкротство физического лица, с первого заседания суда или после подачи заявления в МФЦ кредиторы не вправе предъявлять претензии должнику. При этом сумма долга не увеличивается за счет приостановки начислений пени и штрафов.
Также признание несостоятельности позволит:
-
получить отсрочку по платежам, если финансовые проблемы временные;
-
сохранить единственное жилье и необходимые предметы быта;
-
ежемесячно получать прожиточный минимум на себя и иждивенцев;
-
списать задолженности по налогам и коммунальным платежам.
В случае продажи активов должника, разрешается организовать их выкуп ближайшим родственникам по приемлемой стоимости.
Там, где есть плюсы, найдутся и минусы
К недостаткам процедуры банкротства физического лица относятся следующие пункты:
-
в случае решения вопроса через арбитраж придется доверить дела кредитному управляющему за солидный гонорар;
-
длительность ведения процесса – около 2-3 лет, (в случае признания обращения в МФЦ – полгода);
-
потеря контроля над счетами и имуществом в ходе ведения процесса;
-
реализация собственности для возмещения долга проходит по цене, ниже ее реальной стоимости.
Если при проверке финуправляющим будут обнаружены признаки фиктивного дефолта – дело оставят открытым, а займы не спишут.
Последствия
После признания финансовой несостоятельности через арбитраж или МФЦ, для банкрота наступает ряд существенных ограничений:
-
при оформлении новых финансовых обязательств требуется предупреждать кредитора о факте дефолта;
-
десять лет не разрешается занимать управленческие должности в финансово-кредитных организациях;
-
в течение 5 лет нельзя повторно инициировать процесс в арбитраже и 10 – через МФЦ;
-
пять лет запрещено работать управленцами в ПФР, страховых компаниях, инвестиционных и паевых фондах.
Положительные последствия:
-
прекращение начислений пени, процентов и неустоек по обязательствам;
-
остановка всех исполнительных производств, а как следствие – снятие наложенных ограничений;
-
возможность реструктуризации (способ освободиться от кредита без продажи собственности);
-
списание всех долгов, кроме тех, на которые по закону наложен мораторий (алименты, административные санкции, уголовные штрафы, возмещение морального ущерба и т.п).
Документы
Для списывания долговых обязательств через арбитражный суд заемщику необходимо предоставить:
-
паспорт и его копию;
-
СНИЛС;
-
ИНН;
-
адресную справку;
-
список организаций-кредиторов с регистрационными данными;
-
правоустанавливающую документацию;
-
справку о заработной плате (пенсии);
-
выписку с р/с в банке;
-
договоры купли-продажи и других сделок;
-
справки о полном размере долга (налоги, ЖКХ, штрафы и т.д, кроме тех, на которые наложен мораторий по закону);
-
свидетельства о рождении детей и браке;
-
справки об инвалидности и сведения о понесенных убытках.
Этапы банкротства физического лица через суд и длительность процесса
В обстоятельствах, когда гражданин обязан подать на признание неплатежеспособности, вопрос решается только через арбитраж. В этом случае необходимо:
-
Собрать пакет документов.
-
Оплатить госпошлину и фиксированную плату за работу арбитражного управляющего. Если такой суммы нет, можно внести на депозит только часть или договориться с судьей об изменении срока платежа.
-
Подать заявление в суд или его структурное подразделение (президиум, коллегия) по месту жительства или пребывания.
-
Посетить первое заседание лично или через представителя. Обычно разбирательство назначают не ранее, чем через 15 рабочих дней после подачи документов (при грамотно составленном исковом заявлении, в противном случае по иску придет отказ).
Решение судьи в пользу должника предполагает следующий этап – реструктуризацию долга (процедура, направленная на изменение условий кредитования). Если же физлицо не в состоянии платить по принятой схеме, арбитраж переводит дело на стадию реализации имущества.
Финансовый управляющий вправе продать дорогостоящую собственность (машину, квартиру, дачу). По закону взысканию не подлежат вещи индивидуального пользования, единственное жилье (и участок земли на котором оно расположено), предметы обычной домашней обстановки и обихода.
Законом не установлены точные сроки того, сколько длится процедура банкротства физического лица. В среднем процесс продолжается 1-3 года. На его длительность влияет множество факторов: численность кредиторов, наличие дохода и сделок с имуществом у заемщика, список собственности, и т.д.
Принятие судом заявления и назначение заседания
После оплаты пошлины и подачи заявления в арбитраж проводится проверка полноты пакета и грамотности оформления документов (основные требования прописаны в законе №127-ФЗ). Затем выносится определение о назначении первого заседания, где указывается место проведения, дата и время. Его копия отправляется по почте сторонам-участникам и публикуется в картотеке арбитражных дел (онлайн-сервис предусмотрен на сайтах любого суда). При подготовке определения указывается, что необходимо предоставить дополнительно, и куда требуется направить запросы для решения спорных вопросов.
Упрощенная схема
С 1 сентября 2020 года в России заработала упрощенный порядок дефолта для физлиц (глава Х параграф 5 закона №127-ФЗ). Его суть в том, что избавиться от невыплаченных сумм гражданин может без обращения в арбитражный суд. Требуется только собрать документы и подать заявление в МФЦ, Остальное государственные органы сделают самостоятельно.
Законом четко регламентировано то, сколько времени длится банкротство физических лиц через Многофункциональный центр. На рассмотрение внесудебного дела отводится не более 6 месяцев.
Упрощенная процедура доступна не каждому. Она проводится только при совпадении определенных условий:
-
сумма долговых обязательств должна вписываться в интервал 50 тыс. - 500 тыс. рублей;
-
у неплательщика отсутствует любая собственность, за счет которой можно погасить хотя бы часть кредита;
-
в отношении заявителя прекращены все исполнительные производства (п.4 ч.1 ст.46 ФЗ);
-
на момент обращения в МФЦ не должны быть возбуждены процессы по взысканию.
Граждане, чьи кредиторы не обращались в суд, или через приставов подали исполнительный лист в банк или по месту получения дохода воспользоваться упрощенной схемой не могут.
Реструктуризация долга
Это реабилитационная процедура, цель которой – восстановление платежеспособности заемщика и возмещение средств кредиторам. Она направлена не на списание долга, а на его возврат. По факту, судья пересматривает условия погашения займа и может:
-
принять решение о списании части процентов по выплатам;
-
убрать пени и штрафы;
-
снизить сумму кредита, при этом растянув сроки погашения.
Согласно закону, решение о реструктуризации принимается на первом заседании арбитражного суда при условии, что у неплательщика:
-
есть стабильный доход, который позволяет платить по кредитам;
-
уже было признание банкротства менее 5 лет назад, или он за последние 8 лет уже проходил реструктуризацию;
-
нет судимостей за экономические преступления.
Основной документ в рамках процедуры – детальный календарный план реструктуризации. Он может быть подготовлен финансовым управляющим, самим должником или кредитором.
Реализация имущества
Если оформить или выполнить реструктуризацию не удается, суд принимает решение о продаже активов неплательщика. Процесс проводится в несколько этапов:
-
Формирование конкурсной массы. Собственность физлица детально описывается. В реестр включаются объекты недвижимости, денежные средства, ценные бумаги, личный транспорт и др.
-
Внесение корректировок в перечень активов. Предполагает правовую экспертизу итоговой конкурсной массы (физлицу разрешается оспорить внесение в список той, или иной собственности).
-
Оценка. Производится с участием независимого квалифицированного эксперта, который выбирается финансовым управляющим. Задача оценщика – определить рыночную стоимость каждой имущественной единицы.
-
Ходатайство в арбитраж о запуске торгов. Запрос содержит данные об имуществе должника, электронной площадке, датах проведения аукциона и размещения заявки в Едином федеральном реестре сведений (ЕФРСБ).
-
Объявление о торгах. Размещается в свободном доступе.
-
Проведение аукциона по схеме: на повышение и на понижение цены. Не реализованные активы возвращаются должнику.
-
Расчеты по требованиям кредиторов и компенсация сопутствующих судебному процессу затрат.
Сколько длится банкротство физического лица через МФЦ по закону?
Процедура упрощенной финансовой несостоятельности четко регламентирована законодательством РФ и должна длиться не более 6 месяцев. В этот период приостанавливается исполнение по имущественным взысканиям, а также прекращается начисление штрафов и процентов, исключая платежи, на которые наложен мораторий (алименты и т.д).
Документы для упрощенного банкротства
Для обращения в МФЦ гражданин обязан предоставить к рассмотрению:
-
оригинал и копию паспорта;
-
справку о прописке;
-
СНИЛС;
-
идентификационный номер налогоплательщика;
-
реестр банков-кредиторов и организаций микрозаймов с их регистрационными данными;
-
паспорт и доверенность представителя (в случае, если заемщика представляет третье лицо).
Решение суда и кредитные договоры предъявлять не требуется.
Что затягивает срок процедуры?
Вне зависимости от того, сколько времени занимает банкротство физических лиц, процедура часто затягивается, что влечет за собой нарушение сроков обозначенных в законодательстве. В судебной практике встречаются случаи, когда ход дел замедляется по причине бездействия кредитного управляющего или самого должника.
К признакам затягивания сроков относятся:
-
уклонение от посещения судебных заседаний;
-
нарушение сроков и порядка публикаций в СМИ и на сайте Федресурса;
-
несвоевременная подача уведомлений, извещений, заявлений о переходе к следующим этапам дела;
-
нарушение назначения сроков первого судебного заседания.
Если процесс затягивается по вине управляющего, кредиторы и заемщик вправе обратиться в суд с просьбой о замене специалиста, подать жалобу на бездействие или потребовать привлечения его к административной или уголовной ответственности.
За недобросовестное поведение должнику может грозить отказ в возбуждение дела о несостоятельности или в освобождении от платежных обязательств, а также привлечение к уголовной ответственности по ст. 195 УК РФ.
Сколько стоит объявить себя банкротом
Стоимость процедуры зависит от сложности случая. Средняя цена составляет (в рублях):
-
госпошлина (только при подаче заявления в арбитраж) – 300;
-
взнос на депозит суда – 25000;
-
издержки на публикации в СМИ и в Едином федеральном реестре – от 8000;
-
почтовые расходы – около 3 000.
Оформление документов через МФЦ производится бесплатно.
Вывод
Несостоятельность через арбитражный суд устанавливается в течение 7 месяцев с момента поступления заявления от заемщика. Однако срок может быть продлен от 1 до 3-х лет. То, сколько рассматривается дело зависит от многих факторов: оспаривание сделок должника, продолжительности торгов, разногласиями по реструктуризации долгов и т.д.
В отличие от судебного процесса, вопрос о том, сколько длится банкротство физического лица без имущества строго определен законом РФ. Должностные лица МФЦ не имеют права затягивать дело более, чем на 6 месяцев. Это при условии, что соблюдены все требования для внесудебной процедуры.